
Казачьи традиции
«Атамань» чтит славу и
доблесть кубанского казачества.
Мы стараемся возродить былые традиции
И рассказать подрастающему поколению
о славных делах их предков.
Геройская смерть Тиховского и 146 сподвижников его
Смерть Тиховского и ста сорока шести сподвижников его, сложивших головы в защиту родины, представляет классический пример геройских подвигов казачества на Кавказе. Люди пали в бою не из воинственного задора, а жертвою нравственного долга перед родиной и населением.
Далее >

Много уже написано о казаках. Я вам немного расскажу о женщинах-казачках. Казаки знали, что их жены – «кость от костей их и плоть от плоти» их казачьего роду. И казачки гордились своим происхождением. Есть поговорка: «Не боли болячка – я Казачка!»
Далее >

30 июня 1792 года Екатерина II пожаловала Войску Черноморскому грамоту на остров Фанагорию Таврической области.
25 августа 1792 года казаки вышли на берег и вынесли святое Евангелие и иконы. Тамань стала частью России. Евангелие, казачьи реликвии, Жалованная грамота Екатерины Великой казакам на владение кубанскими землями – на праздник в Атамань привозят эти кубанские казачьи реликвии. Это подлинники, не копии.
Реликвии вернулись на Кубань только в апреле 2006-го года. 85 лет они находились за границей. Крестный путь кубанских казачьих регалий пролег через Турцию, Грецию, Сербию, Австрию и Германию. Казачьи регалии оказались за границей в 1920 году. Опасаясь приближающихся большевиков, Кубанская рада постановила, что их необходимо вывезти за границу и хранить там до тех пор, пока большевизм не падет. Вначале предметы и документы были отправлены в Новороссийск, затем – в Константинополь, а оттуда – в Грецию. 5 апреля 1920 года их перевезли на поезде в Белград. Там, запакованные в ящик, казачьи регалии хранились в подвале одного из военных учреждений до ноября 1938 года. Затем мемориальные вещи и документы были переданы на хранение в белградский военный музей, откуда большая часть предметов (содержащих золото и серебро) была в 1941 году вывезена немцами. После войны кубанские регалии обнаружились в американской зоне оккупации в Мюнхене и были возвращены атаману Кубанского войска Науменко, перевезшему их в США, где они были помещены для обозрения в войсковой музей в штате Нью-Джерси. В Америку поехал наш губернатор А.Н. Ткачев, чтобы пригласить делегацию казаков из Америки на Кубань. Тогда на Тамань приехала дочь атамана В.Г. Науменко – Наталья Вячеславовна Назаренко и целая делегация казаков. Как они переживали встречу с землей предков – словами не скажешь, кубанскую землю заворачивали в платочки на память. Их отцы завещали им вернуть реликвии на Кубань в войсковой собор Александра Невского, легендарный Белый Собор. Он был взорван в 1920 году и построен заново в наши дни. Заново был отлит и установлен в Краснодаре памятник Екатерине Второй. Открыты казачьи кадетские корпусы. А в Тамани бронзовый памятник казакам стоял и стоит – 5 октября 2011 года ему исполнится ровно 100 лет! И стихи Антона Головатого на памятнике: «За здоровье ж ми Царицi помолимось Богу. Що вона нам указала на Тамань дорогу».
Реликвии вернулись на Кубань. Здесь самое надежное место на всем белом свете для их сохранности и всеобщего почитания.
Их выносят из войскового храма в Краснодаре в исключительных случаях. Атамань – такой исключительный случай
По материалам газеты "Тамань"

Свадьба - это обрядовое оформление брака, которому казаки придавали большое значение. В разное время они у казаков проводились по-разному. в более ранний период они проходили упрощенным порядком. Более З-х веков назад свадебное действо, как правило, шло на майдане в Кругу. Казак полой верхней одежды прикрывал женщину, а затем во всеуслышание по одному произносили: - “Ты, Федосья будь мне жана”, “Ты Иван Семенович, будь мне муж”. После чего они становились молодоженами и принимали поздравления от атамана и казаков.
Казачья свадьба приобрела стройное целое в начале ХIХ века и состояла из нескольких отдельных частей: смотрины или сватовство, пропой, посиделки, вечеринка, свадьба (выкуп косы, венчание, у невест, у жениха).
Свадьбы проводились, как правило, после уборки урожая ( после Покрова Пресвятой Богородицьг 14 октября н.ст. или Пасхальных праздников — на Красную Горку).

Еще 100-200 лет назад свадьба была настоящим событием для всей станицы, вобравшим вековые устои дедов и прадедов. Начиная со второй половины XVIII века, обряд бракосочетания включал несколько циклов: сватовство, посиделки, вечеринку, венчание, повивание невесты и хождение с «журавлем». В субботу казаки свадеб не играли. Считалось, что это сулит тяжелую жизнь. В день свадьбы невеста просыпалась раньше всех, будила подруг и причитала о своей горькой судьбе. Потом девушки несли жениху подарок невесты — свадебную рубаху. Важно было застать его в постели и надеть на него дар непременно с застегнутыми пуговицами, чтобы дольше мучить жениха и получить хороший выкуп. Как правило, откупался жених от подружек цветами, конфетами, духами и помадой. Помимо этого, девушки получали свадебное платье, туфли и спешили в дом наряжать невесту. Кудри — основной элемент при чески. Делали их так: брали большой толстый гвоздь, накаляли его на жару, натирали о кусок и накручивали на него волосы. Завитки укладывали в несколько рядов вокруг лба и закрепляли сверху венком — этот символ девичьей чистоты хранился всю жизнь. Казачки, повторно вступавшие в брак, не надевали венок и фату. Платье невесты могло быть белым, голубым или нежно-розовым. В свадебном наряде казачки обязательно присутствовал белый искусственный цветок, который прикалывали к платью, такой же цветок был на костюме жениха. Чтобы уберечь невесту от дурного глаза, в подол ее платья закалывали крест-накрест с четырех сторон иголки без ушек из непочатой пачки, иногда за пазуху с той же целью клали кусочки ладана. В качестве украшений служили кольца, серьги, бусы. Наряд жениха включал в себя военный казачий костюм, дополненный поясом с кинжалом, сапогами со скрипом и шапкой-кубанкой. С наступлением утра обращали внимание на погоду: ясная и солнечная сулила молодым счастливую супружескую жизнь, ненастная — тоскливую и унылую. Главным распорядителем всей свадебной церемонии был дружко, которого выбирали накануне свадьбы из числа родственников жениха. Это был расторопный, работящий, женатый мужчина средних лет, знающий порядок ведения свадьбы, казачьи традиции и обычаи, управлять свадебным пиром, острый на язык, балагур и весельчак. Символом его неограниченной власти на свадьбе была разукрашенная палка длиной полтора- два метра. Не менее важным персонажем была старшая свашка — только замужняя женщина, имеющая детей, бойкая на язык. Ее безошибочно можно было узнать по огромному бумажному цветку на голове. Она так же, как и дружко, была перевязана крест на крест отрезами или платками, полотенцами. С приближением времени, условленного для встречи с невестой, жених получал благословение родителей. Сняв икону с божницы, отец расстилал перед сыном шубу наизнанку, шерстью вверх, чтобы сын был богатый и счастливый с молодой женой, да чтоб в хозяйстве было так же густо, как шерсти в овчине. К невесте ехали большой шумной компанией.
Далее >

Казаки любили детей и были рады рождению и мальчика и девочки. Но мальчику все-таки радовались больше: это и продолжатель рода и на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Беременность старались скрыть от «сглазу». Роженица при родах старалась не кричать. При трудных родах развязывали все узлы в доме, открывали все запоры, разряжали ружья, из ножен вынимали клинки, расплетали у роженицы косы, зажигали венчальные свечи, молились. Если не помогало, просили священника открыть в церкви «царские ворота». Женщине после родов давали стакан водки и она засыпала. По приметам старались определить судьбу ребенка: если сильно кричит — будет всю жизнь плакать на свою горькую долю: если кулачки сжаты — будет скуп; держит руку у головы — умный будет; голова покрыта волосами — богат и т.д. Новорожденного старались как можно быстрее окрестить (на третий день). Чаще всего имя давал священник по святцам. На крестины в церкви собирали родители, кум и кума, бабушка с дедушкой и др. После крещения шли домой на праздничный обед.
Часто болеющего ребенка «продавали» кому-нибудь из соседей.
«Если вжэ так болие, раньше до бабок обращалысь. Бабка прыйдэ й скажэ: «Цэ надо у викно продать кому-нэбудь... Кого-нэбудь пидговорить, пусть прыйдэ, купэ. Тока кризь викно. Вы подастэ и скажытэ: «Там я ось продаю ребенка». А вин тода спрашуе: «А сколько вам давать?» – «Да я цину нэ буду вставлять. Скикэ вы дастэ». Тоди вин бырэ рыбенка там, особенно шоб мужык, а деньги дае в окошко матэри. Вин йийи тут подэржэ, подэржэ и возвращае обратно матэри [через дверь]. Бувае поправится... Денег хто скикэ даст. Ребенок када выростэ, його щитае як вторый свий отец»
Далее >

Свадьба - это обрядовое оформление брака, которому казаки придавали большое значение. В разное время они у казаков проводились по-разному. в более ранний период они проходили упрощенным порядком. Более З-х веков назад свадебное действо, как правило, шло на майдане в Кругу. Казак полой верхней одежды прикрывал женщину, а затем во всеуслышание по одному произносили: - “Ты, Федосья будь мне жана”, “Ты Иван Семенович, будь мне муж”. После чего они становились молодоженами и принимали поэдравления от атамана и казаков. Казачья свадьба приобрела стройное целое в начале ХIХ века и состояла из нескольких отдельных частей: смотрины или сватовство, пропой, посиделки, вечеринка, свадьба (выкуп косы, венчание, у невест, у жениха).
Далее >

Станичный сбор решал - кто куда пойдет: в казаки или в пластуны (они залегали пластом, высматривая подолгу, то татарский загон, то вражеский разъезд). Если отец стар, а сын единственный, то парня освобождали от службы — он единственный кормилец в семье. Подбирали и кандидатов на службу в собственном Его Императорского Величества конвое. Это было мечтой многих молодых кубанцев. В преданиях сохранилась память о казаках «характерниках». Их не брал ни огонь, ни булат. Воины - оборотни, ведуны и знахари. Они знали заговоры от пули, на остановку крови, от укуса змеи, наговор на ружье и капкан и многое другое. «Характерниками» считали Ивана Богуна, Захария Чепигу и др. Форменная одежда, конь, оружие - составные части казачьей «справы». Была поговорка: «конь татарский, мушкет немецкий, сабля турецка — то справа молодецка» - снаряжение покупалось за свой счет (около 500 рублей). Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Это было связано и с огромными материальными затратами на амуницию и вооружение, и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина.
Казаки, испокон веку, считали для себя большим достоинством отправиться в чужые края за ясырями (добычей, пленными). Но развивающийся земледельческий и оседло - скотоводческий уклад хозяйства, промыслы способствовали развитию более мирного и безопасного уклада хозяйства, суля большие выгоды, чем грабеж соседей. А вот среди соседей было много «хаджиретов - неимущих, психадзе — безлошадной голи, готовых устремиться в набег на казачьи территории.